СИМС-2

Телефоны в Москве:
+7(495)792-31-90
+7(495)380-48-27
Телефон по России (бесплатный):
 
  8(800)200-31-90
Часы работы (пн-пт):
С 9.00 до 17.30
info@sims2.ru

Медицинская техника




 

Вход

   

логин

пароль



 

Каталог статей

 

Обзор приборов выявления концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе и особенности их метрологического контроля.

30.10.12

   
      А.В. Севастьянов

        капитан полиции,
        старший научный сотрудник ФКУ НИЦ БДД МВД России
 

В последнее время сфера обеспечения безопасности дорожного движения является предметом ежегодного обсуждения практически всем мировым сообществом. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают почти 1,3 миллиона человек, и еще до 50 миллионов получают травмы или становятся инвалидами.    

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин высокого уровня аварийности, подчеркивая при этом, что повышается как риск дорожно-транспортного происшествия, так и вероятность того что оно приведет к смертельной или тяжелой травме.

В Российской Федерации пресечению фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения уделяется особое внимание.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – ПДД), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), а также передавать управление транспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения.

За несоблюдение этого запрета нарушитель привлекается к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до 2-х лет.

Кроме того, при наличии обоснованных подозрений в том, что водитель управляет транспортным средством в состоянии опьянения, сотрудниками полиции применяются такие меры пресечения, как отстранение от управления транспортным средством, изъятие водительского удостоверения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства.

Статистические данные свидетельствуют, что установление в законодательстве Российской Федерации достаточно строгих мер воздействия на правонарушителя за проступки, связанные с управлением транспортом в состояния опьянения, способствовало возникновению устойчивой тенденции к сокращению количества ДТП с участием нетрезвых водителей.

С января по август 2011 года в России зафиксировано 7723 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей находившихся в состоянии алкогольного опьянения (на 3 % меньше чем за АППГ). В этих ДТП погибло 1287 человек (на 0,9 % меньше за АППГ), травмы получили 11351 человек (на 2,8 % меньше чем за АППГ).1

Пункт 2.3.2 ПДД устанавливает, что водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Частью 1¹ ст. 27.12 КоАП РФ установлено, что лицо которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Часть 2 указанной статьи КоАП РФ возлагает обязанность проведения такого освидетельствования на должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2002, № 18, ст. 1721) дополнена пунктом 21 следующего содержания: «Запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

Порядок освидетельствования на состояние опьянения установлен Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления их результатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 27, ст. 3280).

Следует также учесть, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. № 64 «О внесении изменений в Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» внесены в названные выше Правила, следующие изменения:

а) из пункта 5 исключены слова «в соответствии с установленным законом порогом концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе»;

б) в пункте 9 слова «превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного» заменены словами «выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе».

Таким образом, из Правил исключен допустимый минимальный порог концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится с применением технических средств.

В настоящее время разработаны различные методы определения концентрации алкоголя в различных биологических жидкостях человека (кровь, моча, слюна, пот, слезная жидкость), а также в выдыхаемом человеком воздухе.

Самым распространенным является анализ определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, он осуществляется путем спектрофотометрического и электрохимического анализа. Приборы, основанные на их использовании, характеризуются достаточной точностью, стабильностью метрологических характеристик, селективностью и сравнительно низкой стоимостью измерения.

В практической деятельности Госавтоинспекции применяется широкий спектр приборов измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе отечественных и зарубежных производителей (далее алкометры, приборы) как с спектрофотометрическими, так и электрохимическими датчиками.

В целях проведения анализа технических характеристик, возможностей и метрологических особенностей алкометров в 2010 году были направлены запросы:

- в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации (от 28.06.2010 г. № 13/Ц - 3 - 519) о марках и моделях применяемых приборов, проблемах, возникающих при их эксплуатации, положительных и отрицательных особенностях. Кроме того, учитывались замечания практических работников Госавтоинспекции и специалистов по метрологии, полученные во время проведения командировок и собеседований;

- в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (от 28.06.2010 г. № 13/Ц - 3 - 3729) о проблемах, возникающих при проведении вторичных поверок конкретных моделей алкометров: возможность проведения калибровки, ремонта, наличие запасных частей и т.д.

Марки алкометров, применяемые подразделениями Госавтоинспекции, а также предприятия их разрабатывающие и поставляющие в подразделения ГИБДД приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Спектрофотометрический датчик: АКПЭ-01.01М; АКПЭ-01М

ЗАО «НПФ Мета» (г. Жигулевск, Самарской области)

Электрохимический датчик: Alcotest 6810; AlertJ4Xec; Alcotest 7410

«СИМС-2», (г. Москва)

 

Электрохимический датчик:

Lion alcolmetr SD-400; Alcotector Pro-100 Combi

ГУ НПП «Синтез» (г. С.-Петербург)

 

Электрохимический датчик –

Alcosensor IV

ЗАО «ДАР» (г. Москва)

Электрохимический датчик - «Кобра»

ЗАО «Петро-Сорб» (г. С.-Петербург)

 

 

Все указанные в таблице приборы портативные, имеют автономное питание, небольшие габариты и вес.

В связи с небольшим количеством используемых в подразделениях Госавтоинспекции приборов в целях исключения маловероятных, случайных оценок алкометры Alcosensor IV и «Кобра» в обзоре не рассматриваются.

Конструктивно приборы выполняются по требованиям так называемого «независимого эксперта», т.е. обеспечивается условие, когда ни испытуемый, ни оператор не имеют возможности повлиять на показания. Кроме этого, существенной особенностью используемых в деятельности Госавтоинспекции алкометров является возможность создания записи результатов освидетельствования на бумажном носителе (в соответствии с пунктом 130 приказа МВД России от 02.03.2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»), содержащим заводской номер прибора, дату и время проведения измерений, дату метрологической поверки, значение измеренной концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе, а также место для внесения данных оператора и освидетельствуемого. Массив результатов освидетельствования сохраняется в фискальной памяти прибора.

Выявлены следующие положительные особенности используемых алкометров:

- высокая точность измерения (АКПЭ-01.01М, АКПЭ-01М);

- высокая оперативность подготовки прибора к работе (Alcotest 6810, Alcotector Pro 100 combi);

- удобство эксплуатации (Alcotest 6810, Alcotector Pro 100 combi);

- удобство работы с принтером (Alcotest 6810, Alcotector Pro 100 combi).

Для удобства работы в алкометре Alcotest 6810 предусмотрено беспроводное соединение с принтером – ИК-порт, а в алкометре Alcotector Pro 100 combi принтер встроен в корпус прибора.

Кроме всего этого к положительным особенностям можно отнести сравнительно низкие цены на некоторые модели приборов, в частности на такие как Alert J4Xec и Alcotector Pro 100 Combi.

Однако, одновременно с позитивными характеристиками приборов следует отметить и проблемы, возникающие при их использовании. К основным недостаткам следует отнести:

- длительный интервал времени подготовки к работе, около 10 минут (АКПЭ – 01М, АКПЭ – 01.01М);

- длительное время продувки освидетельствуемого лица (Alcotector Pro 100 Combi, АКПЭ – 01М, АКПЭ -01.01М);

- неудовлетворительные показатели в работе при температуре окружающей среды ниже –5 0С. (Alcotector Pro 100 Combi, АКПЭ – 01М);

- отсутствие языковых подсказок, разъясняющих какие-либо действия в работе прибора (Alert J4Xec, Lion alcolmetr SD-400);

- проблемы проведения поверок приборов в региональных центрах стандартизации и метрологии (далее – ЦСМ) по причине отсутствия необходимого поверочного оборудования (Alcotector Pro 100 Combi, АКПЭ – 01 М). Например, 8 % алкометров Alcotector Pro 100 не проходил вторичную поверку и в случаев по причине отсутствия в некоторых региональных ЦСМ специальной компьютерной программы.

Проблема технического обслуживания в виде отсутствия сервисных центров (в т.ч. отсутствие или несвоевременное снабжение расходными материалами и запчастями) возникает с алкометром Alcotest 7410. По этой причине приборы направляются фирме-изготовителю и в регионы, где существует возможность провести поверку.

Также, наравне с вышеизложенными недостатками следует отметить, что у всех алкометров с течением времени теряется точность показаний и чувствительность в связи с износом и загрязнением сенсора. Это особенно сказывается в зоне малых концентраций алкоголя. Для поддержания требуемой точности прибора необходимо своевременно производить профилактические работы по настройке (калибровке) алкометров.

Проведенным анализом сведений, полученных по запросу из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, установлено, что наиболее стабильные метрологические характеристики присущи алкометрам Alcotest 6810. Из 213 приборов прошли поверку 211 (выбраковка составляет около 1 %).

Наиболее низкую метрологическую устойчивость показали алкометры Alert J4Xec. Из 393 приборов прошли поверку 349 (13 % - поверку не прошли).

К наиболее распространенным неисправностям, выявленным при проведении поверок относятся:

- неисправность датчиков определения паров этанола в выдыхаемом человеком воздухе, зафиксирована у 42 из 393 Alert J4Xec (11%);

- нарушение допустимой погрешности у 84 из 2459 алкометров Alcotector Pro 100 Combi (4%). При этом необходимо обратить внимание, что подавляющее большинство прибров Alcotector Pro 100 Combi находится на вооружении не более двух лет. Соответственно, при увеличении сроков эксплуатации возможно резкое увеличение количества неисправностей у вышеназванных приборов.

Замечания по системным ошибкам приборов, т.е. ошибкам самих алкометров, а не операторов с ними работающими, в большинстве случаев отмечены у приборов Alert J4Xec и АКПЭ - 01M.

Относительно плохие метрологические характеристики (сбой и расхождения показаний у алкометров) выявлены у приборов Lion Alcometer SD-400 (выбраковка составляет 9 %), а также у алкометров Alcotector Pro 100 Combi (8 % поверку не прошли). Указанная выбраковка происходит при проведении вторичной поверки.2 Можно предположить, что 3-ю поверку может не пройти не менее трети этих приборов.

В ряде региональных ЦСМ анализаторы концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе, такие как Alcotector Pro 100, АКПЭ-01 и АКПЭ-01М в связи с различными неисправностями на первоначальном этапе их эксплуатации проходили дополнительное техническое обслуживание и ремонт приборов в специализированных центрах, что может отразиться на надежности их дальнейшего использования.

Кроме того, из опыта работы специалистов ЦСМ России, необходимо выделить следующее:

- в соответствии с руководством по эксплуатации Alert J4Xec, Alcotector Pro 100 и Lion Alcometer SD-400 модификации алкометров требуют в течение межповерочного интервала проводить их калибровку через шесть месяцев эксплуатации;

- не все региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации способны провести калибровку приборов по причине отсутствия у них необходимого поверочного оборудования (калибраторов, программного обеспечения) индивидуального для большинства моделей, а также специально обученного персонала. Приобретение образцов, оборудования и программ калибровки требует существенных финансовых затрат и экономически целесообразно только при большом количестве калибруемых алкометров, кроме того запасные части для ремонта в основном имеются в продаже у поставщиков алкометров.

В связи с этим, как выходом из сложившейся ситуации может послужить заключение договора с производителями (поставщиками) на обслуживание алкометров, включающее калибровку, поверку и если необходимо ремонт техники.

Исходя из изложенного, технические средства можно расположить в порядке убывания отрицательных отзывов и возрастания положительных, а тажке выделить особенности, на которые необходимо обратить внимание (см. табл. 2).

Из изложенного материала, можно сформулировать определенный вывод, что процедура освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с применением алкометров сложна и специфична.

Поэтому от должностных лиц, требуются не только твердые знания законодательства, регламентирующего порядок его проведения и закрепления надлежащим образом результатов тестирования, но и знание технических возможностей применяемых приборов и практические навыки применения технических средств освидетельствования.

Очень важно соблюдать процедуру освидетельствования при использовании алкометров, чтобы не допустить нарушения прав и законных интересов исследуемых лиц, обеспечить надлежащее оформление материалов по административным правонарушениям и, в конечном итоге, неотвратимость наказания виновных.

Необходимо отметить, что недостатки в эксплуатации некоторых алкометров могут компенсироваться широкой сетью ремонтных мастерских и сервисных центров, а кроме того и относительно не высокой ценовой политикой.

Представляется, что решение задач, связанных с проблемами, возникающими при эксплуатации алкометров, а также проведение сравнительного анализа эксплуатационных и технических характеристик марок и моделей приборов, приведенных в настоящем обзоре, будет содействовать повышению эффективности деятельности Госавтоинспекции по выявлению водителей транспортных средств, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

 

Таблица 2.

п/п

Марка

алкометра

Отрицательные особенности

Положительные

особенности

1.

Lion Alcometer SD-400

1. Проводная связь с принтером

2. Наличие дополнительных разъемов под принтер

3. Отсутствие языковых подсказок во время работы прибора, разъясняющих какие-либо действия в работе прибора

 

Стабильность метрологических характеристик

2.

Alert J4Xec

1. Плохие функциональные характеристики (прежде всего нестабильность работы датчика определения паров этанола в выдыхаемом человеком воздухе)

2. Отсутствие языковых подсказок во время работы прибора, разъясняющих какие-либо действия в работе прибора

 

Сравнительно низкая цена

3.

Alcotest 7410

Отсутствие в некоторых регионах:

сервисных центров;

запасных частей

Стабильность метрологических характеристик

4.

АКПЭ -01M

1. Долгий прогрев перед работой (около 10 минут);

2. Нарекания при работе в условиях низких температур (ниже –5 0С)

 

Высокая точность измерения

5.

Alcotector Pro 100 Combi

1. Длительное время продувки освидетельствуемого лица

2. Нарекания при работе в условиях низких температур (ниже –5 0С)

1. Удобен в работе (встроенный принтер)

2. Сравнительно низкая цена

6.

АКПЭ -01.01М

Долгий прогрев перед работой

 

Высокая точность измерения

7.

Alcotest 6810

Недостаточно многофункциональное меню

1. Высокая точность измерений

2. Стабильные функциональные характеристики (стабильность работы датчика определения паров этанола в выдыхаемом человеком воздухе)

3. Редкие отказы элементов прибора

4. Удобен в работе (беспроводное соединение с принтером через ИК-порт)

 

1- Сведения приведены из Многопараметрической информационно-аналитической системы моделирования и прогнозирования ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС)

2 - поверка средства измерения, проводимая после окончания действия предыдущей поверки



 

 

  

Другие статьи